Как написать бизнес-план самостоятельно: рекомендации для предпринимателей
Бизнес-план – ключевой документ для любого стартапа. Предпринимателю необходимо научиться составлять бизнес-планы для того, чтобы успешно запускать новые проекты. В этом материале изложен пошаговый план, как написать бизнес-план самостоятельно, а также приведены способы его заказа и поиска необходимых таблиц с финансовыми расчетами.
Что такое бизнес-план
Бизнес-план – это документ, в котором досконально прописан процесс ведения бизнеса с нуля, указаны расчеты на приобретение всего необходимого, а также возможные риски, угрозы и ожидаемые доходы.
Бизнес-план нужен не только для того, чтобы вашим новым бизнесом заинтересовался потенциальный спонсор, хотя такая практика есть в современных акселераторах. Прежде всего бизнес-план – подробный список того, что предпринимателю необходимо для достижения поставленного результата, и расчет всех необходимых затрат. А соотношение затрат и предполагаемых доходов показывает, стоит ли начинать этот бизнес.
Если говорить о поиске инвестора, то с готовым бизнес-планом его можно искать самостоятельно или через акселераторы, где бизнес-планы рассматриваются экспертами. В России существует большое количество таких акселераторов – найти подходящий можно в социальных сетях или официальных городских порталах.
Виды бизнес-планов
Бизнес-план можно назвать пошаговой инструкцией к действию, которые приводят к достижению конечной цели. Целью может быть что угодно – достижение финансовой прибыли, открытие магазина, масштабирование бизнеса.
Бизнес-планы бывают различными. Основные виды:
-
План для инвесторов и спонсоров
В бизнес-плане нужно сделать акцент на финансовую составляющую. Упомянуть средства, которыми вы будете добиваться поставленной цели, и точные сроки развития. Кроме того, нужно указать конкретные суммы, которые понадобятся для открытия проекта и его развития в дальнейшем. Подобные типы бизнес-планов чаще всего находят отклик в акселераторах.
-
План для самого бизнесмена
В подобном виде плана необходимо максимально четко и полно расписать действия, которые необходимо совершить для достижения цели, и их порядок. Такой план также должен содержать цифры и вычисления, однако основной акцент немного смещается с финансовой составляющей на проработку всех бизнес-процессов. Помните, что план для инвесторов и для бизнесмена – это не одно и то же.
Как правильно составить бизнес-план для предпринимателя
Для начала распишем первый план, который позднее можно будет преобразовать в заявку для спонсоров. Нужно проанализировать рынок – какие компании сейчас актуальны, что происходит с экономической ситуацией (положительная экономика, сильный дефицит определенных товаров или профицит услуг). Зачастую используется SWOT-анализ.
Эта методика расшифровывается как «синтез сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами». Иными словами, прорабатываются все возможные угрозы, указываются пути расширения бизнеса, его стороны на этапе старта. Каждый из показателей можно проработать самостоятельно.
Завершив подобный анализ, вы сможете приступить к процессу детального рассмотрения различных сторон бизнеса. Писать о преимуществах и недостатках нужно честно – мы составляем план для предпринимателя, то есть для движущей силы процесса, а не для инвесторов.
Угрозами бизнеса прежде всего принято считать изменения экономической ситуации. Именно она влияет на процесс развития любого проекта. Возможности, которые должны быть указаны в анализе, относятся к увеличению компании, появлению новых спонсоров или поставщиков, расширению штата и так далее.
Структура и содержание бизнес-плана
В плане должны присутствовать:
1. Титульный лист с незначительным по размеру описанием проекта.
2. Резюме, которое является максимально кратким и емким описанием начинания. Из резюме предприниматель и инвестор должны понимать преимущества нового бизнеса, а также риски финансовых потерь и их масштабы.
3. Разброс по целям. Постановка целей предполагает пропись всех целей, которые изначально были определены, и фиксация дат, к которым данные цели должны быть закрыты.
4. Анализ рынка. За вводной частью следует анализ рынка, проведенный ранее, оценка способностей бизнеса (чем проект отличается от конкурентов, сильные и слабые стороны компаний-монополистов рынка). Без этого раздела бизнес-план не будет рассматриваться спонсорами или инвесторами. Он же позволит предпринимателю ориентироваться на данные о конкурентах.
5. Описание бизнеса. Подробное описание товара либо услуги, которую вы собираетесь продавать. Этот раздел включает в себя указания на целевую аудиторию проекта, плюсы и минусы каждого товара или услуги, их сравнение с предложениями конкурентов. Данные лучше оформить таблицей.
Не забудьте про поставки товаров и комплектующих. Необходимо будет указать конечные цены на каждую услугу и приобретение, их нужность для бизнеса, сроки, в которые заказанная продукция должна быть во владении бизнеса.
6. Маркетинг-план.
Подобные планы включают в себя продвижение вашего бизнеса на рынке. Заострите внимание на таргетированной рекламе в интернете и пиаре в социальных сетях – новые потенциальные клиенты только что открывшихся бизнес-проектов в основном приходят с этих двух способов размещения. Кроме того, в маркетинг-план входят мерчандайзинг внутри магазина, процесс продаж напрямую.
Спрогнозируйте способы рекламы продукта и объем продаж уже готового товара или услуги. Не завышайте количество продаж, если планируете показывать документ инвесторам.
7. Производственный план.
В следующий раздел документа попадают списки тех товаров, которые необходимо приобрести для успешного старта бизнеса. Включается арендная плата за помещение (предложите несколько вариантов), информация о месте хранения товаров, готовых на сбыт. Нелишними будут требования к сотрудникам (например, к их квалификации) – это прописывается для того, чтобы исключить возможность переобучения.
8. Организационный план.
Тот самый список действий с прямыми руководствами к их выполнению. Составляется для предпринимателя – спонсор или инвестор могут не заинтересоваться перечнем действий, которые нужно выполнить на пути к конечной цели. Проследите за правильной последовательностью этих шагов, за датами и юридическими вопросами. Здесь же продублируйте информацию об открытии ООО или ИП.
9. Финансовый план.
Одна из наиболее важных составляющих, которая будет интересна любому инвестору. В финансовый план, оформленный в виде таблицы, включаются все основные издержки. Они делятся на два вида: единовременные и постоянные.
- Единовременные вложения
Открытие ООО или регистрация ИП, заказ оборудования, аренда склада или приобретение помещения под него. - Постоянные траты
Помесячная аренда помещения под магазин, заработная плата сотрудникам, заказ новых партий товаров, оказываемые сторонними компаниями услуги, оплата пользования лицензированными ПО и ККМ.
В финансовом плане обязательно должны быть рассчитаны сроки окупаемости проекта. Формула достаточно проста – единовременные затраты (пункт 1) делятся на чистую ежемесячную прибыль.
Ежемесячная прибыль рассчитывается по схеме: прогнозируемая прибыль минус налоги.
Рентабельность рассчитать можно используя две переменные: чистую прибыль нужно разделить на прогнозируемую прибыль до выплаты налогов.
10. Риски и вложения.
В завершающей части бизнес-плана вы можете указать обзор возможных рисков. Как уже было указано, риски в основном финансовые.
Просчитайте возможность их наступления, держа в уме экономическую ситуацию на данном рынке и в регионе в целом. Укажите способы уйти от каждого риска в отдельности или решить возникшую в связи с риском проблему. Не бойтесь писать и о потерях, которые наступят в случае правильности вашего прогноза на риски.
В графе «Возможности» указывайте на планы по расширению бизнеса и их юридическое оформление, на желание привлечь к работе больше сотрудников или еще нескольких инвесторов. Данный раздел особенно будет важен для любого спонсора, который захочет ознакомиться с вашим бизнес-планом.
Готовый бизнес-план с расчетами: где взять
Финансовые эксперты, занимающиеся вопросами бизнеса, часто составляют готовые планы для начинающих предпринимателей. Заказать такой бизнес-план можно у соответствующей компании. В таком случае вам не придется беспокоиться обо всех разделах, которые были расписаны выше. Однако вы не сможете повлиять на процесс составления плана – этим будут заниматься специально обученные люди.
Иногда готовый бизнес-план с расчетами можно найти в бесплатном доступе в интернете. Вы можете посмотреть на эти образцы, но имейте в виду, что приведенные там расчеты, скорее всего, будут сильно отличаться от актуальных для вас. Бездумно копировать такие бизнес-планы точно не стоит.
Стоит ли заказывать готовый бизнес-план
Решение остается за самим предпринимателем. Если вы в первый раз пишите план для бизнеса, имеет смысл посмотреть на пример профессионально составленного бизнес-плана и следовать ему в дальнейшем. В заказанном бизнес-плане могут быть прописаны те аспекты, о которых молодой предприниматель чаще всего не задумывается.
Но если вы уже владеете определенной информацией о правильном заполнении документов на бизнес, составить план возможно и без помощи посторонних лиц. Вы можете отдать план на проверку, но не заказывать его с нуля.
Как вы видите, справиться с бизнес-планом может практически любой предприниматель. Придерживайтесь указанной здесь структуры и внимательно относитесь ко всем цифрам, которые вы заносите в таблицы. Не пренебрегайте списками, в которых было бы подробно указано описание действий. Грамотно составленный бизнес-план поможет вам не только найти инвестора, но и убедиться, что ваше предприятие имеет перспективы развития и получения прибыли. А если окажется, что это не так – вы сможете сразу отказаться от сомнительной идеи и сэкономите время и деньги на запуск бизнеса, который может оказаться убыточным.