03 февраля 2018 года

Покупка картин и других предметов искусства как способ инвестирования

Узнайте, как сохранить и приумножить капитал, инвестируя в искусство; как зарабатывать на картинах и других предметах искусства в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Содержание:

Покупка картин, графики, предметов старины и других предметов искусства – необычный способ сохранить и приумножить сбережения. В некоторых случаях инвестор может получить прибыль через год-два, но чаще это вложения на десятилетия. Ценные предметы искусства на аукционах нередко продаются за огромные суммы –  от 1 до 50 миллионов долларов. Задача коллекционера-инвестора – найти такой недооцененный предмет и купить его недорого, чтобы со временем перепродать с выгодой для себя.

Это специфический вид инвестиций, потому что предметы искусства бывает сложно оценить объективно. За ними не стоит никакой компании, от итогов деятельности которой зависит стоимость такого актива. Даже эксперты в этой области не всегда могут спрогнозировать взлет или падение цены. Поэтому предметы искусства нельзя отнести к высоконадежным инвестициям. Если цель – не коллекционирование, а перепродажа, не стоит вкладывать все свои сбережения в картины или предметы старины. Но и полностью игнорировать этот вид инвестиций не нужно. В случае успеха такие вложения могут принести колоссальные дивиденды – пусть даже на это уйдет 100 лет.

«Когда художник начинает думать о деньгах, он теряет чувство прекрасного».

Дени Дидро

Но это не касается инвестора, который может совместить любовь к прекрасному и финансовую выгоду. Большинство крупных известных коллекций искусства не были созданы с целью инвестировать или заработать. Но сейчас на этом рынке есть успешные венчурные инвесторы, которые рассматривают картины и другие предметы искусства как объект инвестиций. Именно о таком подходе мы поговорим в этой статье.

Сфера Искусство
Стартовый капитал от 10 000 рублей
Надежность Средняя
Цель инвестиций Сохранить свой капитал. Заработать на перепродаже недооцененных предметов искусства спустя год, несколько лет или десятилетий.
Доходность от -90% до 10 000% за 10 лет. При вложениях в современное искусство средняя доходность 10-15% годовых
Чистый пассивный доход за год зависит от суммы вложений

Инвестиции в искусство: особенности и подводные камни

Арт-рынок считается искусственно созданным явлением. Он появился недавно – в конце 80-х годов ХХ века.  В это время банкиры стали скупать произведения искусства не для коллекционирования, а для перепродажи. Но не все инвестиции в искусство принесли им прибыль. Этот рынок изменился в 90-х годах, когда крупные аукционные дома стали торговать современными работами, а галеристы – применить технологии маркетинга и взвинчивать цены. В кризис 2008 года рынок просел, но затем снова пошел в рост. Только в мае 2013 года объем торгов предметами искусства в Нью-Йорке достиг отметки в 1 млрд. долларов, а через год – 1,2 млрд. долларов. Цены на современное искусство стали конкурировать с ценами на искусство классическое.

Главная особенность предметов искусства как объекта инвестиций – отсутствие объективной меры оценки их стоимости. Среди других особенностей можно выделить наличие физической формы и определенной ценности (хоть и субъективной), заложенной в саму эту форму. Это отличает предметы искусства от акций и облигаций, которые сами по себе являются просто бумагой и не имеют самостоятельной ценности, и сближает с такими активами, как драгоценные металлы или недвижимость.

Инвестиции в искусство можно условно разделить на два вида:

  1. Современное искусство (создано в последние годы или десятилетия)
  2. Классическое искусство (созданное 100 лет назад и раньше)

А вот как выглядит продажи на арт-рынке в последние годы:

Современное искусство имеет особенности:

  1. Спекулятивность. Предметы искусства постоянно продают и покупают.
  2. Предметы современного искусства не прошли проверку временем. Эти предметы еще не имеют ценности, но уже имеют свою цену.
  3. Стоимость во многом определяется модой, которую вводят галеристы.
  4. Покупатель платит не за сам предмет, а за бренд (имя мастера), а также за бренд самой галереи.
  5. Цена известного бренда со временем может вырасти, а может и упасть. Но она не упадет в ноль (как цены акций). В такие бренды вложено слишком много денег.

Классическое искусство также имеет свои особенности:

  1. Оно менее спекулятивно. На этом рынке значительно меньше сделок.
  2. Предметы классического искусства прошли проверку временем, их ценность определена. За год картины Рембрандта не вырастут в цене в 2 раза, но они точно никогда не обесценятся.
  3. Очень узкий ограниченный круг покупателей. Большинство из них – коллекционеры, а не инвесторы.
  4. Большое влияние на цену оказывает так называемый провенанс  (от французского “provenance” – источник).Это слово обозначает происхождение предмета, историю создания, к какому периоду творчества мастера он относится,  история его переходов от одного владельца к другому.
Доход или убыток от инвестиций в предметы искусства получается от разницы между суммой продажи и суммой покупки и хранения со всеми сопутствующими расходами.

Сколько на этом можно заработать

Спрогнозировать размер заработка на предметах искусства – сложная задача даже для искусствоведа или владельца галереи. Предметы современного искусства, принадлежащие раскрученному мастеру и купленные в известной галерее, можно перепродать уже через несколько месяцев. Средний уровень доходности  – от 5% до 20% за год.

Что касается долгосрочной перспективы, предсказать доходность почти невозможно. Во времена Пикассо жил известный художник Серт. Уровень цен на работы Пикассо и Серта находился в одном диапазоне. Сейчас картины Пикассо стоят миллионы долларов, а произведения Серта не стоят почти ничего. Обычно после смерти художника стоимость работ взлетает. Но трудно предугадать, чье творчество пройдет главную проверку –  проверку временем.

Искусство коллекционирования с высокой надежностью

Инвестициями с высокой надежностью можно считать покупку признанных и проверенных временем мастеров. Искусство коллекционирования не подразумевает получения “быстрых денег”. Если вы приобретаете картины Ван Гога или первое издание Пушкина, то можете не сомневаться в надежности вложений. Но это нельзя рассматривать как спекуляцию – такие предметы искусства обычно  держат десятилетиями и передают из поколения в поколения.

На рынке современного искусства нельзя говорить о надежности вложений в долгосрочной перспективе, зато в краткосрочной можно получить прибыль. Если инвестор хочет перепродать предмет искусства спустя годы, то должен понимать, что цена за это время может и вырасти, и упасть.

С какой минимальной суммы можно сделать интересные вложения в искусство

Сумма стартового капитала зависит от того, что именно и где вы покупаете.  Интересные вложения можно сделать не только в раскрученной галерее, но даже на блошином рынке. Картину малоизвестного современного художника реально купить за 100-200 долларов. Но нет никаких гарантий, что спустя год или сто лет она вырастет в цене. Если инвестор приобретает предмет искусства в более или менее известной галерее, сумма покупки может составить от нескольких тысяч долларов (за произведения малоизвестного мастера) до десятков или даже сотен тысяч долларов за признанного мастера.

На рынке классического искусства цены измеряются сотнями тысяч и миллионами долларов.

Покупка картин: для каких целей подойдет эта стратегия

Приобретать предметы искусства можно с разными целями. Инвестиционная покупка картин подразумевает одну из трех стратегий :

  1. Сохранение капитала. С этой целью приобретают картины известных и проверенных мастеров на долгосрочный период. Часто их планируют не перепродавать, а  передать по наследству.
  2. Спекулятивная цель. С этой целью покупают перспективные произведения современного искусства. Их часто перепродают спустя 1-2-3 года. Иногда держат дольше, до 5-10 лет.
  3. Рисковый способ. Можно купить недорогое произведение неизвестного автора в надежде, что художник станет известным, а его картина сильно вырастет в цене. Или приобрести на долгосрочную перспективу произведение уже известного и дорогого автора в надежде, что через 20 или 50 лет он станет еще дороже. В обоих случаях нет никаких гарантий, что все так и произойдет. Инвестору придется довериться своему вкусу и чутью.

Кейс 1. Рисунок Рафаэля “Голова молодого апостола” за 48 000 000 долларов

Графические рисунки стали продавать в галереях и на аукционах только в 70-х годах ХХ века. До этого галеристов и коллекционеров интересовала лишь живопись. После основания ежегодного Салона рисунка в Париже цены на графику сильно поднялись. Это позволило продать рисунок Рафаэля по рекордно высокой цене.

Кейс 2. Кресло с драконами в стиле ар-деко. Продано в 2009 году за 22 000 000 евро

Пример того, какое влияние на стоимость может оказать провенанс (происхождение и история изделия). Рынок ар-деко сформировался еще в 30-е годы ХХ века, но потом интерес к этому направлению угас. В 60-е годы известные художники и модельеры возродили интерес и моду на предметы в стиле ар-деко. Тогда же Ив Сен-Лоран приобрел кресло с драконами за 15 000 франков. После его смерти оно было продано на аукционе за 22 миллиона евро. За счет известности его последнего владельца стоимость кресла увеличилась в миллионы раз. Причем это кресло продали Ив Сен-Лорану и выкупили после его смерти одни и те же галеристы.

С чего начать интересные инвестиции в искусство

Вложения в художественные изделия чаще приносят доход профессионалам. Чтобы сделать интересные инвестиции в этой сфере, нужно самому разбираться в искусстве. Это касается и художественной, и финансовой составляющей. Без понимания особенностей рынка инвестировать в предметы искусства можно лишь после консультации с экспертами.

Вот 7 этапов инвестиций в предметы искусства:

  1. Анализ рынка. Важно понимать, что и почем сейчас продается и покупается. Что в тренде, а что нет. Какие перспективы имеют произведения популярных мастеров в долгосрочной и краткосрочной перспективе.
  2. Выбор стратегии. Если инвестор хочет вложить деньги на долгосрочный период, лучше покупать произведения признанных мастеров. Если инвестор планирует зарабатывать на перепродаже – нужно искать образцы современного искусства.
  3. Выбор галереи или аукциона. Место приобретения тоже влияет на стоимость.Известные галереи – Saatchi, галерея Гагосяна. Самые известные аукционные дома – Christie’s, Sotheby’s. Там продают и покупают наиболее дорогие предметы искусства.В России купить картину или другой предмет можно в онлайн-галереях (например, Oily oil, Lumas) c доставкой по России.  В крупных городах приобрести картины можно в галереях и художественных салонах. Вот список таких галерей в Москве (с указанием цен)

    В культурной столице – Санкт-Петербурге – таких мест намного больше. Например, галерея АртАрия, художественная мастерская “Мир Искусства”, галерея современного искусства “Март”,галерея картин Елены Смирновой и множество других галерей.В любом крупном городе обычно есть хотя бы  1-2 мастерских или салонов, где можно приобрести произведения современного искусства.А вот приобрести предмет классического искусства  в России вряд ли получится. Крупных аукционов или всемирно известных галерей в нашей стране нет.Еще один вариант – купить картины на Ebay.
    В случае сомнений в подлинности товар можно вернуть.
  4. Выбор и покупка. Крайне важно правильно оформить все документы. Инвестор обязательно должен иметь бумаги, подтверждающие его право владения и авторство произведения.
  5. Транспортировка. Если произведение искусства вывозится в другую страну, это нужно задекларировать. Иногда требуется также оплатить налог на ввоз или вывоз. Это зависит от законодательства страны вывоза и ввоза.
  6. Страховка и хранение. Важно обеспечить сохранность своих инвестиций. Место хранения должно быть надежным и обеспечивать нужные условия.
    Основные условия хранения картин:
    – температура – оптимально 19-21 градус по Цельсию
    – влажность –  допустимо 30%, идеально 50-55%
    – нельзя допускать резких перепадов температуры и влажности
    – нельзя допускать сквозняки
    – на картину не должен попадать прямой солнечный свет
    – не рекомендуется держать картины в полностью закрытом помещении без окон.

    Произведения искусства должны быть застрахованы от кражи и порчи. Подробнее этот вопрос рассмотрим в следующем разделе.
  7. Продажа. Когда цена вырастет, произведение искусства можно выставлять на продажу. Продать картину можно “с рук”, выставив на продажу в интернет-галерее, на любом специализированном онлайн или оффлайн-ресурсе. Если произведение было куплено на известной площадке, разумно продавать его там же.

Как застраховать произведение искусства

По классификации страховщиков, произведение искусства относится к движимому имуществу. Но далеко не все страховые компании работают с ними. Главные причины:

  • сложно оценить ценность предмета (в регионах нет специалистов для оценки)
  • большой риск мошенничества со стороны владельца.

По этой причине многие страховщики отказываются заключать договор с владельцами произведений искусства. И не все владельцы хотят его страховать:  этим чаще занимаются инвесторы, а коллекционеры предпочитают просто спрятать свое имущество от посторонних глаз.

Российский рынок страхования произведений искусства оценивают в 1,5 млрд долларов, но в реальности он значительно меньше. Главные клиенты страховых компаний на этом рынке – государственные музеи.  Если договор страхования заключает частное лицо, обязательные условия – наличие документа об оценке от эксперта с государственной лицензией или чека, а также документов, удостоверяющих законное право владения этим предметом.

Страховые взносы – от 0,6% до 1% от стоимости вещи в год. Чем лучше условия хранения, тем ниже страховой взнос. Дешевле всего обойдется страховка произведения искусства, которое хранится в сейфе в охраняемом помещении с сигнализацией.

Страхового минимума и максимума не существует. Имеет смысл страховать предметы стоимостью от 20 тысяч долларов на их полную стоимость. Если страхуют коллекцию, каждый предмет оценивают отдельно. По законодательству РФ, в случае наступления страхового случая страховщик обязан выплатить ущерб на полную сумму, но только если эта сумма не превышает 10% от собственных средств страховой компании. Поэтому договоры на крупную сумму перестрахуются в крупных западных компаниях. Lloyd·s страхует коллекции на сумму до 100 миллионов долларов.

Лучше всего заключать договор страхования с крупной компанией (“Ингосстрах”, “Ренессанс-страхование” и т.п). При наличии всех документов на произведение искусства (включая чек или оценку эксперта) и надлежащих условий хранения проблем возникнуть не должно.

Как выбрать интересные вложения с перспективой высокого дохода

Выбор произведения искусства зависит от стратегии инвестора. Можно сделать интересные вложения как в современное, так и в классическое искусство.

В современном искусстве талант коллекционера заключается в том, чтобы почувствовать веяние моды на раннем этапе. Купить художественное изделие желательно до того, как они войдут в моду. А продать нужно успеть на пике популярности жанра или автора. В этом случае инвестор получит максимальный доход.

В классическом искусстве нельзя сделать “быстрые деньги”. Но и здесь инвестору необходим особый нюх. Некоторые произведения “старой школы” растут в цене быстрее, чем другие. Любой арт-инвестор ориентируется на свои вкусы и свое видение рынка.

Как рассчитать доход при ваших вложениях

Доходность инвестиций в предметы искусства – разница между стоимостью продажи и суммой покупки с сопутствующими расходами.

Пример: Инвестор купил на аукционе картину начинающего художника за 10 000 евро. После покупки он оформил страховку и в течение трех лет оплачивал страховые взносы в размере (200 долларов в год). Других расходов у него не было. Через три года стоимость работ этого художника существенно выросла, и он продал картину за 25 000 евро.

Его доход за три года составит:

25 000 – (10 000 + 200*3) = 14 400 евро.

В этом случае доходность составит порядка 45% годовых.

Какие есть риски при вложениях в искусство и как их минимизировать

  1. Риск, что стоимость произведения искусства со временем не вырастет или даже упадет.  Самый главный риск любого коллекционера и инвестора на арт-рынке. Гарантии сохранить свои сбережения дает лишь покупка работ, которым больше 100 лет. В остальных случаях инвестор может лишь отчасти полагаться на расчет и во многом – на свое чутье.
  2. Риск купить подделку вместо оригинала. Если речь идет о произведениях признанных мастеров, любой инвестор опасается нарваться на подделку.  Покупать  такие вещи можно только на известных аукционах или в галереях, и обязательно брать подтверждающие документы. В качестве дополнительной меры перед покупкой можно заказать независимую экспертизу. Оценщики часто работают в музеях.  Важно, чтобы эксперт имел лицензию оценщика. В таком случае, его оценка будет иметь вес и приниматься в том числе страховыми компаниями. При искусствоведческой экспертизе обычно используют химико – технологический анализ, который позволяет точно определить возраст и авторство произведения.
  3. Риск кражи произведения искусства. Любое произведение искусства могут украсть. Есть воры, которые специализируются в этой области. Этот риск можно свести к нулю, если хранить ценности только в полностью безопасном месте (например, в банковской ячейке) и оформлять страховку.
  4. Риск порчи. Картины и другие произведения искусства могут пропасть из-за пожара, наводнения или другого ЧП. Также они могут повредиться или даже полностью прийти в негодность из-за высокой влажности и нарушения условий хранения. Минимизировать этот риск можно также, как и предыдущий – правильными условиями хранения и оформлением страховки.

Система налогообложения

По некоторым параметрам нашу страну можно назвать удобной для коллекционеров. Но в других аспектах налоговое законодательство в этой области несовершенно.

Давайте посмотрим, за что платят налоги коллекционеры и инвесторы:

  • Налог на богатство – отсутствует.
  • Налог на наследование произведение искусства – отсутствует.
  • Налог на перепродажу – 13% при сроке владения менее 5 лет, отсутствует при сроке владения более 5 лет. При расчете налогооблагаемой базы можно вернуть себе налоговый вычет на сумму 250 000 рублей.
  • Налоговые льготы для дарителей и меценатов – отсутствуют.

Отдельно стоит рассмотреть налоги на ввоз и вывоз произведений искусства

Налог на коммерческий ввоз произведений искусств:

  • Коммерческий ввоз для физических лиц – налог отсутствует при стоимости изделия менее 10 000 долларов.
  • При стоимости от 10 000 долларов пошлина на ввоз для коммерческого использования составляет 30% от стоимости, НДС 0%.
  • При ввозе для личного пользования – не облагается налогом (при условии декларирования).
  • Для юридических лиц ввоз «культурных ценностей» или «предметов культурного назначения» облагается НДС 18% от стоимости; таможенная пошлина 0%.

Вывоз произведений искусств в возрасте 100 лет и более из России запрещен.

Наш выбор

Кейс 3. Сундук Мазарини за 7,3 миллиона евро

Одна пожилая пара из французской глубинки решила переехать в дом престарелых и позвала оценщика, чтобы посмотреть их мебель. Среди прочей обстановки оценщик увидел тумбочку под телевизор, которая оказалась сундуком Мозарини  Это редчайшим предмет из японского лака, созданный в 1640 году и утерянный после смерти последнего известного хозяина, сэра Клиффорда Кори, в 1941. За ним давно охотились галеристы со всего мира. Оказалось, что сундук в 1970 году купил отец пенсионерки у неизвестного польского врача за 150  долларов. Он не подозревал о его истинной ценности, и несколько десятилетий этот предмет использовали в качестве подставки под телевизор. Сундук выставили на аукцион и при стартовой сумме в 200 000 тысяч продали Рейксмузеуму за 7,3 миллиона евро.

Кейс 4. Первый выпуск комикса про Супермена за 3,2 миллиона долларов

Цена на некоторые направления в искусстве подогревается стараниями галеристов. В 90-е годы несколько экспертов смогли значительно усилить интерес к комиксам. На этой волне они продали несколько выпусков и рисунков обложек первых комиксов за рекордные деньги.

Вот по каким ценам  были проданы первые выпуски “Супермена”:

  • 2,16 миллионов долларов (в 2011 году)
  • рекордные 3,2 миллиона долларов (в 2014 году)
  • 956 тысяч долларов (в 2016 году)

Всего до наших дней дошло около 100 экземпляров этого выпуска.  В момент своего появления, 18 апреля 1938 года, комикс стоил 10 центов.

Вложения в искусство – довольно редкий вид инвестиций. Большинство людей предпочитает вкладывать сбережения в более понятные и прогнозируемые финансовые инструменты. Искусство всегда субъективно, поскольку оно не несет человечеству измеримой материальной пользы. И все же предметами искусства интересуются не только коллекционеры. В этой сфере можно найти и венчурных инвесторов, которые умеют составлять прогнозы и зарабатывать деньги.

“Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.”

Леонардо да Винчи

Это может быть применимо к инвесторам на арт-рынке.  Если человек обладает особенным чутьем на произведения искусства, он может получать хороший доход в этой нише.

Для большинства инвесторов вкладывать весь свой капитал в картины или предметы старины неразумно. Это особенно касается людей, не разбирающихся в живописи и искусстве в целом.

“Никогда не инвестируйте в бизнес, в котором ничего не понимаете”.

“Оракул из Омахи”, Уоррен Баффет

Если же инвестор разбирается в искусстве и ориентируется на рынке, он может инвестировать часть своего капитала и  сберечь средства для потомков. Ведь настоящие произведения искусства никогда не обесцениваются, а со временем их стоимость только растет.

Есть мнение, что в скором времени мир вступит в эпоху искусственного интеллекта. Производить товары будут роботы, в результате цены на 99% товаров обрушатся.  В этом случае проверенные временем произведения искусства могут взлететь в цене – ведь их не сможет воспроизвести ни один робот.

В таблице приведены главные достоинства и недостатки стратегии инвестирования в предметы искусства.

Рекомендации инвестору в произведения искусства
  1. Тщательно анализировать рынок, “вариться” в этой теме.
  2. Тщательно выбирать объект инвестиций.
  3. Спросить мнение экспертов, если сам инвестор не разбирается в искусстве.
  4. Выбрать инвестиционную стратегию и придерживаться ее.
  5. Заранее просчитать все расходы (на ввоз, страховку и т.д).
  6. Хранить произведения искусства в надежном месте.
  7. Застраховать свое приобретение.
  8. Не экономить на хранении и страховке.
  9. Декларировать ввоз/вывоз своего произведения искусства в/из страны и платить все налоги..

Какие плюсы и минусы:

Возможность старта с небольшими вложениями. Почти не требует участия инвестора. Его задача - купить, сохранить произведение искусства в надежном месте. Возможность получить сверхприбыль за счет резкого взлета цены. Эстетическое удовольствие от владения красивой и ценной вещью.
Риск неправильно выбрать объект и понести убытки. Нельзя стартовать совсем без вложений. Риски кражи, порчи, подделки. Необходимость платить налоги на ввоз дорогих произведений, купленных за границей с коммерческими целями.

Был ли материал вам полезен?
НетДа
Загрузка...

4963

просмотра
Комментарии