24 января 2019 года

Антикризисное управление, или как спасти свое дело в кризис

Любая компания может оказаться на грани банкротства. Причины могут быть разными, и зачастую они не зависят от владельца бизнеса. Например, экономический кризис, санкции, изменение законодательства могут привести к разорению компании – наряду с неграмотным управлением, нехваткой ресурсов, высокими затратами, низкой конкурентоспособностью продукции и.т.д.

Антикризисное управление предприятием

Антикризисное управление предприятием важно, чтобы вовремя отслеживать и исправлять факторы риска, которые могут расстроить работу компании. Как гласит одно из определений антикризисное управление  – это система способов и мер по недопущению развала фирмы.

Если рассматривать понятие немного шире  – это система мер, направленных на прогнозирование течения кризиса, борьбу с его последствиями и использование полученных при анализе ситуации данных для дальнейшего развития предприятия и привлечения новых клиентов.

Цель антикризисного управления  – обеспечить жизнедеятельность организации во время кризиса.

Такая система работает по основным трем направлениям:

  1. Профилактика возникновения рискованных ситуаций, коррекция факторов риска.
  2. Меры, принимаемые во время кризиса.
  3. Работа над последствиями кризиса, исправление недочетов, стабилизация работы компании.

Объекты управления: организации, муниципальные образования, предприятия.

Субъекты: собственники, органы власти и местного самоуправления.

С помощью методов антикризисного управления можно решить ряд финансовых, методологических, организационных, правовых, социально-психологических внутренних проблем.

Рассмотрим основные методы и принципы антикризисного управления.

Методы антикризисного управления

Методы антикризисного управления в большом количестве описывают многие ученые-экономисты в специализированной литературе.

Методы антикризисного управления

Их можно разделить на диагностические и методы борьбы с кризисом. Основные методы из первой группы:

  1. Метод оптимальной отчётности предполагает достоверность предоставляемой специалистами о деятельности организации: пассивах и активах, деятельности на рынке, конкурентоспособности и.т.д.
  2. Метод мониторинга внешней среды предполагает системный анализ сигналов о возможном изменение конкурентного статуса фирмы.
  3. Методы анализа кредитной политики компании и задолженности.

Вторая группа – методы регулирования возникшей кризисной ситуации включает:

  1. Методы контроля за деятельностью подчиненных. Концентрация власти и ответственность за принятые решения одним руководителем будет способствовать усилению контроля за предприятием.
  2. Метод сокращения затрат. Этот метод включает в себя участие в исследованиях и разработках, вложения в капитальное строительство, финансирование чего-либо. Эти способы помогут открыть перспективы финансирования дела..
  3. Метод быстрого принятия управленческих решений.  

Принципы антикризисного управления

Теперь выясним суть принципов антикризисного управления, и сформулируем их.

  1. Ранняя диагностика с учётом факторов риска возникновения кризисных ситуаций во время работы фирмы.
  2. Адекватная реакция и соотношение сил со степенью существующей угрозы предприятию.
  3. Срочность реагирования и подготовки соответствующих отделов и органов на деятельность в кризисной ситуации.
  4. Использование всех возможных сил и средств компании для выхода из кризисной ситуации. Например, в борьбе с банкротством предприятие должно оценить свои финансовые возможности.

Система управления должна быть гибкой. а также быстро адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам внутри фирмы и во внешней среде.

Стратегии антикризисного управления в зависимости от текущего положения и целей компании

Для вывода фирмы из кризиса создается команда экспертов, в которую включаются менеджеры компании, сторонние эксперты, консультанты, которые устанавливают причины печального состояния компании и ищут совместно пути выхода из ситуации.

Стратегии антикризисного управления

Менеджеры компании должны всячески содействовать работе приглашенных специалистов.

  1. Диагностика состояния, оценка потенциала компании.
  2. Разработка плана действий, продумывание дополнительных консультаций специалистов для предотвращения банкротства.
  3. Идентификация степени воздействия кризиса на деятельность.
  4. Исследование рисков, приведших предприятия к кризису.
  5. Выяснение способов стабилизации компании.
  6. Разработка, реализация программы вывода из кризисной ситуации.
  7. Контроль, рациональное  руководство во время выполнения плана.
  8. Разработка и реализация мероприятий по ликвидации неблагоприятных событий после кризиса.

От этапа развития кризиса будет зависеть. какие мероприятия по спасению будут выбраны.

Стадия кризиса Возможные мероприятия антикризисного управления
1. Кризис стратегии Пересмотр плана развития компании, или ее реструктуризация
2. Кризис доходности Применение средств стратегического управления или реструктуризация предприятия
3. Кризис ликвидности Изыскание средств для реализации антикризисных мер (реализация части запасов, материалов ниже себестоимости), финансирование сокращённого производства
4. Банкротство Ликвидация финансовой несостоятельности через процедуру банкротства  

Чтобы не довести предприятие до 4 стадии, необходимо вовремя обнаружить проблемы и устранить их. Для этого существует ряд четко спланированных и проверенных стратегий.

Основные группы стратегий антикризисного управления

Стратегии антикризисного управления можно отнести к следующим основным группам:

  1. Антикризисные финансовые стратегии. Цель – максимизация рыночной стоимости бизнеса и поддержание инвестиционной привлекательности. Включает в себя: стратегию повышения ликвидности активов, стратегию оптимизации структуры капитала, стратегию оптимизации прибыли, стратегию улучшения системы учета и контроля издержек.
  2. Антикризисные маркетинговые стратегии. Включает стратегии: продвижения товаров на новые рынки, упрочение на старых рынках, стратегию диверсификации.
  3. Антикризисные кадровые стратегии. Цель – сохранение оптимального качественного и количественного кадрового состава в его развитии в соответствии с действующим законодательством и потребностями рынка труда. Включает стратегии: усиление кадрового потенциала предприятия, стратегию реорганизации системы правления предприятием.
  4. Антикризисная инвестиционная стратегия. Цель – преодоление спада во время депрессии, перестройка, создание устойчивости компании в долгосрочном периоде.
  5. Антикризисные инновационные стратегии. Цель – повышение уровня инновационного потенциала предприятия. Включает в себя: адаптивную стратегию, конкурентную стратегию.

Реализация стратегии включает в себя:

  • утверждение стратегии;
  • информирование сотрудников;
  • проведение подготовительных работ;
  • обеспечение необходимого денежного уровня для внедрения стратегии;
  • приведение всех процессов на уровень, соответствующий выбранной стратегии;
  • оценка итогов внедрения выбранной стратегии.

Антикризисное управление предприятием на конкретном примере

Рассмотрим, как работает антикризисное управление предприятием на примере.

Аналитика

Предположим, есть некоторое предприятие –  ООО “Ромашка”, которое занимается продажей кондитерских изделий от разных поставщиков.  Согласно бизнес-плану, предприятие должно было выйти на самоокупаемость через год работы, но к этому времени долг предприятия превысил 5 миллионов рублей, репутация пострадала, и банки стали требовать возврата долгов. Показатель вероятного банкротства Альтмана равнялся 2. Причинами банкротства являлось снижение спроса на продукцию предприятия и высокие расходы на заработную плату сотрудников.

Чтобы избежать крупных финансовых потерь, можно найти компанию, которая даст заём на нужную сумму.

Был проведен анализ внутренних причин банкротства и было выяснено, что на сотрудников выделяется слишком большая часть бюджета. Было принято решение сократить затраты во внутренней деятельности фирмы – уменьшить заработную плату работников до минимально допустимых, сократить размеры премий, уменьшить количество сотрудников управленческого звена. Эти меры не повлекли за собой потери от продаж. Но оптимизация количества персонала поможет сохранить финансы для выхода из кризиса.

Снижение спроса на продукцию было устранено путем изменения ассортимента и снижением цен.

Благодаря вышепринятым мероприятиям организация стала конкурентноспособной и преодолела кризис.

Кризис заставляет по-новому переосмыслить стратегии управления предприятием, стимулирует выработку новых подходов к управлению. Антикризисное управление позволяет предотвратить возможное возникновение финансово-экономических, организационных, социально-психологических и.т.д проблем на предприятии, разработать комплекс мер для борьбы с самим кризисом и его последствиями.

Основной установкой в борьбе с кризисом должен быть максимально реалистичный анализ ее текущего состояние, поддержание социально-психологического благополучия внутри фирмы среди её служащих. Стоит большое внимание уделить корпоративности, возможностям выдвижения инновационных идей и их внедрение. Но если становится очевидно, что компания не способна преодолеть кризис, нет смысла продолжать работать в убыток и увеличивать долги – лучше инициировать процедуру банкротства.

Читайте также, как составить коммерческое предложение.

Был ли материал вам полезен?
НетДа
Загрузка...

44

просмотра
Комментарии